Госавтоинспекция планирует масштабные изменения в правилах допуска граждан за руль: планируется перейти на электронные медицинские справки; ужесточить выдачу автобусных прав; ввести обязанность для иностранцев, получивших вид на жительство в России, обучаться в автошколах и сдавать экзамены. Также обсуждается инициатива о введении для водителей обязанности пересдавать «теорию» раз в десять лет.
Обо всём вышесказанном представители ГИБДД России рассказали в ходе четвертого ежегодного конгресса автошкол. Следует рассмотреть эти инициативы подробнее.
Справки, которые выдаются медкомиссиями для получения права управления транспортным средством, будут переведены в электронный вид. Законопроект о создании реестра документов уже направлен в Минюст. Сведения будут передаваться в информационную систему только с согласия гражданина. «Минздрав нас заверил, что в принципе готов предоставлять данные в электронной форме уже в следующем году», — заявил начальник отделения экзаменационной работы Госавтоинспекции Николай Гиляков. С учетом того, что с нового года автошколы будут обязаны загружать свидетельства об окончании курсов в единую базу данных, будущие автомобилисты на экзамен будут приходить только с паспортом.
Другая инициатива касается иностранных водителей категорий C и D. Растет число аварий с их участием, поэтому ГИБДД предложила обязать иностранцев, которые получили вид на жительство (или оформили гражданство) в России, в течение полугода поменять права на российские. Им нужно будет пройти обучение в автошколе по сокращенной программе. Иностранцев, которые временно находятся на территории страны, новое правило не коснется.
Еще одно нововведение — запрет на открытие «автобусной» категории (D) для граждан, не имеющих стажа вождения в рамках других категорий.
На конгрессе говорилось и о необходимости проверки знания ПДД у водителей при обмене прав в связи с истечением их срока действия. Такой вопрос уже поднимался год назад. Представители автошкол поясняли его актуальность тем, что ПДД в России меняются с завидной регулярностью. Однако мало кто из водителей эти изменения отслеживает. В итоге, по дорогам ездят те, кто попросту не знает действующих правил. Однако, никто не стал готовить и вносить соответствующие поправки в законодательство.
Дело в том, что ни в одной стране мира такой практики не существует. Единственный повод проверять знания правил — это неадекватное поведение на дороге. Например, в Германии проводится психологическое исследование таких водителей, которое в простонародье называется Idiotentest. В России проверка знаний ПДД осуществляется только у тех, кто был лишен прав за нарушение.
Как отметил глава Госавтоинспекции Михаил Черников, это интересный вопрос, но он требует большой осторожности. Если водитель не пройдет проверку и не сдаст тест, что делать? Аннулировать ему водительское удостоверение? Ведь многие обменивают еще действующие права, чтобы не оказаться за рулем без этого документа. Но на каких основаниях тогда их аннулировать? Правил человек не нарушал. Удостоверение десять лет назад получил на законных основаниях. Значит и оснований не продлевать ему срок действующего документа попросту нет.
В то же время Михаил Черников предложил подумать, что, может быть, стоило бы ввести добровольную проверку знаний для таких водителей. И если они ее пройдут успешно, то возможно страховщикам стоит задуматься о предложении каких-нибудь скидок на страховку. Но без веских причин ограничивать водителя «в праве на права» недопустимо.